Многие коммерческие организации представлены в интернете несколькими сайтами. Например, речь может идти о главном корпоративном портале и сайтах региональных представительств. Другой вариант — портал с информацией об организации и сайт с ее магазином.
Возникает закономерный вопрос, как сисадминам и контент-менеджерам компании эффективнее всего организовать работу с несколькими сайтами? Ведь в общем случае, если стоит задача по размещению нового товара в магазине и публикации записи в корпоративном блоге делать эти операции придется из разных админок, что может занимать больше времени и вести к путанице. Если же нужно регулярно обновлять информацию на сайтах филиалов, коих могут насчитываться десятки, работа с контентом усложняется многократно.
Выходом является использование многосайтовости или, по-другому, мультисайтовости. Многосайтовость — технология, задействующая общую базу данных и позволяющая управлять несколькими сайтами из одной админки.
Поскольку самой популярной CMS, на которой работают интернет-магазины, и по сей день остается «Битрикс», мы поговорим именно о многосайтовости. Как мы уже писали в предыдущих публикациях, «Битрикс» подходит для реализации сложных и масштабных веб-проектов, например таких, которые задействуют свойства и информационного портала, и форума, и фото-/видео-галереи. Также Битрикс безупречно отвечает потребностям среднего или крупного бизнеса, и, несмотря на стоимость лицензий, его использование быстро окупает себя.
В контексте многосайтовости это достигается за счет возможности размещения на одной лицензии большого числа сайтов — вам не придется доплачивать за дополнительную лицензию «Битрикс» при открытии каждого нового филиала. Правда здесь есть пара ограничений: во-первых стартовая редакция «Битрикс» поддерживает не более двух сайтов, во-вторых, очевидно, что все сайты должны хоститься в одном месте.
При многосайтовости Битрикс, каждый сайт может иметь свой уникальный дизайн, дерево каталога и т.д., однако для администрирования этой плеяды хватит и одного контент-менеджера, что сэкономит немало человеко-часов.
Выгодна мультисайтовость и вашим клиентам: поддержка сквозной регистрации избавит их от необходимости заводить аккаунт на каждом сайте вашей фирмы, достаточно будет единого личного кабинета.
Существуют два основных типа многосайтовости Битрикс: на одном или на разных доменах.
Рассмотрим подробно алгоритмы настройки каждого типа многосайтовости Битрикс. Придерживаясь этих инструкций вы сможете получить все преимущества мультисайтовости и избежать ошибок в работе сайтов.
На хостинге внутри общего каталога создаем подкаталоги, в которых будут размещены сайты для многосайтовости, например: /www/сайт_фирмы.ru/site1/
и /www/сайт_фирмы.ru/site2/
Обращаем внимание, что один из сайтов можно разместить в корневой папке, а другой — во вложенном каталоге, например: /www/сайт_фирмы.ru/
и /www/сайт_фирмы.ru/site2/
Названия папок site1 и site2 могут быть любыми в зависимости от назначения сайтов (market и news) или языка (deutsch и english).
После этого необходимо произвести установку Битрикс в корневой каталог — сайт_фирмы.ru. Для корректности работы CMS при установке и настройке нужно придерживаться инструкции с официального сайта.
Когда Битрикс установлен, можно переходить непосредственно к настройке многосайтовости. Для этого в админке переходим по пути: Настройки ="> Настройки продукта =&"gt; Сайты ="> Список сайтов.
Здесь требуется произвести изменение параметров сайта site1, прописав в них:
Теперь в списке сайтов создаем следующий сайт, нажав &"laquo;Добавить сайт» и производим его настройку по той же схеме, что и с первым сайтом:
Алгоритм настройки многосайтовости на разных доменах несколько сложнее и требует больше внимательности. Сначала заходим в ISP-панель хостинга и переходим по пути: WWW-Домены ="> Создать. Когда вы пропишете актуальные для вас имена сайтов, для их размещения будут автоматически созданы каталоги, например: /www/site_1/ /www/site_2/
Затем производим инсталляцию Битрикс в site_1. Теперь необходимо сделать так, чтобы ядро работало со всеми сайтами, участвующими в многосайтовости. Для этого нужно сгенерировать симлинки для site_2 &"mdash; они понадобятся для каталогов /bitrix, /local и /upload.
Симлинком или символической ссылкой принято называть особые файлы, которые при обращении к ним открывают путь к другим объектам файловой системы: папкам, другим файлам и т.д. Создаются они следующим образом: снова переходим в ISP-панель и проходим по пути WWW ="> WWW-Домены =&"gt; site_2 ="> Каталог =&"gt; Создать ="> Ссылка. Здесь нужно заполнить два основных поля: в &"laquo;Имя» вписываем название каталога, например bitrix, а в «Значение» — путь к этому каталогу, например: /var/www/логин/data/www/сайт_фирмы.ru/bitrix/
. Обратите внимание, что сайт_фирмы.ru — это главный сайт (site_1), содержащий папки bitrix и upload.
После этого в папке сайта можно будет увидеть символьную ссылку, которая будет выглядеть как папка со стрелкой синего цвета. Красный же цвет стрелки будет сигнализировать о том, что при заполнении пути была допущена ошибка. Затем символьные ссылки нужно будет аналогичным образом сгенерировать для папок /local и /upload.
Когда это сделано, нужно убедиться, что в site_2 есть файлы «.access.php» (права доступа админов) и «.htaccess» (редирект ссылок и обработка системных функций). Переходим по пути Контент ="> Структура сайта =&"gt; Файлы и папки. Если в папке site_2 искомые файлы отсутствуют, необходимо скопировать их из папки site_1.
Когда эти операции выполнены можно приступать к настройке многосайтовости в админке. Схема тут примерно та же, что и для многосайтовости на одном домене, но есть небольшие отличия:
Важно не забывать делать резервное копирование сайтов и проверять их на наличие ошибок. Делается это следующим образом: в админке переходим по пути Настройки ="> Инструменты =&"gt; Проверка системы. Тестирование позволяет обнаружить ошибки, которые важно оперативно пофиксить, чтобы сайты работали стабильно.
Подытоживая: мультисайтовость Битрикс нужна для облегчения работы контент-менеджеров, экономя их время и снижая трудозатраты благодаря управлению всеми сайтами фирмы из общей админки. Если у вашей компании много региональных представительств, каждое из которых нуждается в отдельном присутствии в интернете — технология многосайтовости Битрикс станет отличным решением.
Настроив многосайтовость, вы получите возможность контролировать все сайты своей компании из одной панели управления. На практике это означает не только удобство размещения контента, но и централизованную работу с рекламой, сбор статистики по всем сайтам, единый стандарт безопасности, а также возможность настройки сквозной авторизации для клиентов. При этом при необходимости вы сможете разделить права на управление и редактирование материалов разных сайтов между разными сотрудниками.
Хотя настройка многосайтовости относительна проста, мы советуем доверять эту работу только профессионалам. Высокая квалификация специалистов Максиплейс является гарантией того, что все ваши сайты на Битрикс будут работать с высокой производительностью, а ваши сотрудники будут иметь оптимально настроенные инструменты для ведения бизнеса и максимизации прибыли.
Кроме того многосайтовость требует следить за тем, чтобы ресурсов хостинга гарантированно хватало для работы всех ваших проектов. Являясь сертифицированным хостинг партнером компании Битрикс, Максиплейс может предоставить вам любой объем дискового пространства для масштабирования вашего бизнеса. Наши серверы оптимизированы с учетом всех нюансов 1С-Битрикс, что позволяет раскрыть весь потенциал многосайтовости даже в случае с самыми ресурсоемкими проектами.
Статья добавлена 2 года назад. Автор - Blog Admin