По данным портала MarketWatch, рынок виртуальных рабочих столов (Virtual Desktops) вырастет к 2022 году до 5 млрд долларов. Но если для зарубежных компаний среди преимуществ этой технологии важны удобное администрирование, гибкость настроек и доступ из любого места, где есть интернет, то для российского бизнеса приоритеты выстраиваются по-другому.
В российских компаниях сотрудники привыкли хранить данные и работать с ними на локальных компьютерах. Чтобы составить отчёт, менеджер запускает Word, создаёт новый документ, пишет отчёт, сохраняет его в папке “Документы”, а затем отправляет отчёт руководителю по email.
Системный администратор в такой компании отвечает за работу локальной сети и серверов, на которых работают “коробочные” приложения. Чаще всего это 1C, CRM-система, почта, иногда корпоративный портал. При этом все данные физически находятся в офисе компании – на компьютерах и локальных серверах. Разумеется, опытный сисадмин делает бэкапы данных с сервера и хранит их в другом месте.
Следующий этап развития – перенос на виртуальный или облачный сервер ресурсоёмких приложений – той же 1С или коробочной версии Битрикс24. После этого уже не нужно беспокоиться о поломке или апгрейде собственных серверов или о том, где хранить бэкапы. Настройки серверов и бэкапы делаются на хостинге. Но данные сотрудников по-прежнему разбросаны по локальным машинам.
И только на третьем этапе в компании задумываются о том, чтобы перенести в облако данные и приложения, которыми пользуются сотрудники. Теперь в начале работы сотрудник уже не открывает Word, а нажимает ярлычок запуска приложения для доступа к удалённому рабочему столу.
Сотрудник подключается к серверу, авторизуется и видит свой удалённый рабочий стол с открытыми окнами приложений и документов, с которыми он работал вчера – из офиса, дома или в ожидании рейса в аэропорту. Поскольку все данные и приложения находятся в облаке, сотрудник может готовить в офисе презентацию для клиента, а последние штрихи внести в неё со смартфона уже по дороге на встречу.
Преимуществ в таком решении открывается много, но прежде чем говорить о них, рассмотрим два способа организации удалённых рабочих столов.
Каждый пользователь в организации получает отдельную виртуальную машину, как будто он заказал её для себя лично. При наличии соответствующих прав он может установить на неё любое ПО и всегда получить 100% заказанных ресурсов по мощности.
Такой способ дороже, но зато он даёт полную независимость от других пользователей удалённых рабочих столов. Поэтому он используется, когда вопросы конфиденциальности и производительности особенно важны.
Кстати, как работает VDI можно посмотреть прямо сейчас, в браузере, на нашем демо-стенде.
В этом варианте одна виртуальная машина обеспечивает совместную работу многих пользователей. Администратор устанавливает на сервер общее для всех ПО, что является большим плюсом и с точки зрения экономии средств и по удобству администрирования. Также он может назначить роли и группы пользователей с разными правами. Например, выделить бухгалтерию, операционистов и клиентских менеджеров.
К тому же, поскольку никогда все пользователи не работают одновременно, можно подключить больше пользователей на единицу ресурсов и сэкономить средства на аренду облачных мощностей. Такой вариант дешевле, чем VDI, и при этом конфигурацией можно гибко управлять.
Его минус в том, что все работают на одной виртуальной машине, и если один пользователь запустит ресурсоёмкую программу, это может снизить скорость работы для всех.
И тот, и другой способ подходят для совместной работы, когда пользователям может быть предоставлена облачная почта и облачное хранилище данных. Этот набор инструментов закрывает полностью все потребности в IT-услугах большинства коммерческих организаций. Сотрудники работают в облаке, там же хранят все данные и пользуются внутренней почтой. При этом обеспечивается максимальная защищённость данных компании.
Крупные организации могут использовать свой микс из этих вариантов: выделить отдельные виртуальные машины для ключевых сотрудников и создать общий сервер для остальных.
Рассмотрим теперь, чем привлекательна технология виртуальных рабочих столов для российских компаний.
Есть категория организаций, которые беспокоятся за сохранность своих данных. Главное для них – чтобы внутренняя информация не попала в руки третьих лиц.
Есть даже спрос на услугу “тревожная кнопка”, по нажатию которой – на брелке или по команде с мобильного телефона – доступ к данным будет мгновенно заблокирован. Это возможно реализовать только если все данные пользователей хранятся на сервере с централизованным контролем доступа.
По этой же причине для таких организаций не подходят массовые сервисы работы с удалёнными данными – такие, как Google Documents, Яндекс-диск или Dropbox. Из-за небрежности пользователей конфиденциальные данные могут случайно оказаться в открытом доступе и даже быть проиндексированы поисковой системой. Журналисты писали о таких случаях. (Статья “В выдаче «Яндекса» появились внутренние Google-документы банков и чиновников.”)
Кроме того, документы с публичных сервисов очень легко скачать, скопировать, отправить по почте или предоставить к ним доступ. Это открывает дорогу для внутренних злоупотреблений. Если же все сотрудники работают с документами только в выделенном облаке и пользуются корпоративной почтой, риск утечки данных гораздо меньше. Во внутренней переписке документы не уходят с защищённых серверов, а письма внешним адресатам можно контролировать с точки зрения безопасности.
Ещё один аспект – это сохранность данных в поездках. Если менеджер пользуется удалённым рабочим столом, то при потере или краже ноутбука злоумышленники не получат доступ к данным, так как они хранятся на сервере.
При потере или краже ноутбука в деловой поездке менеджер может приобрести недорогой ноутбук в ближайшем магазине, подключиться к своему удалённому рабочему столу (приложение для этого есть на любом компьютере с Windows или Mac OS) и всё равно выполнить поставленную задачу – провести встречу или переговоры с важным клиентом.
Переход на виртуальные рабочие столы позволяет снизить риски и избежать неприятных последствий при утере корпоративных данных – как из-за небрежностей или случайностей, так и в ситуации злоупотребления со стороны сотрудников.
По данным портала TechFunnel, переход на виртуальные рабочие столы уже произвели или планируют 80% компаний из списка Fortune 500. Те компании, кто уже внедрил эту технологию, отмечают такие результаты:
Административные и операционные затраты сократились на 70%.
Продуктивность сотрудников возросла на 98%.
Апгрейд парка компьютеров является большой статьёй затрат в средних и крупных организациях. Технология виртуальных рабочих столов помогает снизить затраты благодаря аренде облачных серверов и использованию “тонких клиентов” на рабочих местах сотрудников.
“Тонкий клиент” – это категория устройств, на которых нет полноценных вычислительных ресурсов для самостоятельной работы пользователя с ресурсоёмкими приложениями. Эти устройства предназначены, чтобы транслировать изображение с рабочего сервера на монитор и передавать обратно сигналы о действиях пользователя – нажатия клавиш и сигналы мышки.
Если просчитывать организацию новых рабочих мест с “тонкими клиентами” вместо полноценных компьютеров, то экономия на каждом составит от 10 тыс. рублей и больше. Это особенно актуально при организации новых отделов или построении филиальной сети.
Режим “тонкого клиента” можно настроить и на обычном компьютере. Поэтому вместо замены устаревших десктопов или ноутбуков на новые можно рассмотреть их использование в качестве “тонких клиентов” для виртуальных рабочих мест. При этом их мощности в большинстве случаев будет вполне достаточно для этой задачи.
Значительно большую экономию можно получить при переносе приложений и данных с внутренних серверов компании на облачные. Поскольку требования к серверным ресурсам растут быстрее, чем к мощности пользовательских компьютеров, и сервера стоят гораздо дороже, то и экономия будет измеряться значительно большими суммами.
К тому же для компании с финансовой точки зрения часто предпочтительно поменять структуру затрат с покупки стремительно устаревающего “железа” на оплату услуг облачного хостинга. В зарубежной практике замену CapEx на OpEx (капитальных затрат на операционные издержки) относят к выгодам перехода на виртуальные рабочие места.
Поэтому прежде, чем просчитывать покупку новых мощных серверов, имеет смысл сделать альтернативный расчёт стоимости аренды облачного хостинга. Специалисты “Максиплэйс” с удовольствием помогут сделать расчёты для вашей ситуации.
С появлением технологии облачных рабочих мест у зарубежных IT-директоров даже возник спциальный термин “Snowstorm Office” (“офис на время снежной бури”).
Имеется в виду, что при организации рабочих мест в облаке компании будет несложно наладить работу сотрудников в любом другом месте – на конференции, в поездке в иногородний филиал или на зарубежной выставке.
Или же просто снять другой офис, если в основном запланирован ремонт или повысилась арендная плата. Организация рабочих мест на удалённом сервере даёт гибкость ведения бизнеса, которой раньше было сложно добиться.
К преимуществам виртуальных рабочих мест также относят:
Возможность запускать в облаке длительные задачи, связанные с расчётами или мониторингом. Например, биржевые трейдеры могут запускать торговых роботов, которые отслеживают ситуацию на рынке и торгуют акциями по алгоритмам. При этом специалисту можно закрыть окошко рабочего стола и уехать, а программа будет продолжать работать, пока он находится на встречах или в перелётах.
Возможность стартапу или малому бизнесу снизить затраты на первое время: не покупать каждому сотруднику новые мощные ноутбуки, а подключить удалённые рабочие места.
Привлечение удалённых сотрудников и проектных команд. В одном облаке могут работать люди из разных регионов. Физическое присутствие в офисе не обязательно. Можно также подключать к работе удалённые проектные команды с нужными настройками доступа.
При увольнении сотрудника можно быстро закрыть ему доступ ко всем данным, не опасаясь, что он скачает и унесёт с собой важную информацию.
Возможность вести обмен данными в одном облаке между сервером, где работают приложения (например, 1С) и сервером, где работают сотрудники. Это увеличивает скорость работы и повышает безопасность.
Сотрудники поддержки также могут работать удалённо. Поскольку все данные хранятся на облачных серверах, то для поддержки пользователей больше не нужно физическое присутствие.
Возможность настроить дополнительную защиту с помощью репликации данных. При этом данные регулярно копируются в ЦОД, находящийся в другой географической зоне или даже в другой стране. Репликация даёт дополнительную устойчивость к катастрофам за приемлемый бюджет.
Для администратора системы есть и ещё одно преимущество. Если вы используете виртуальные рабочие столы, то на компьютеры пользователей вы можете разрешить устанавливать любые программы – от игр до специализированного ПО, поскольку на безопасность данных в облаке это никак не влияет. А так как всё чаще сотрудники приходят в офис со своими компьютерами, это поможет избежать ненужных конфликтов.
Необязательно сразу всей компании переходить на удалённые рабочие места. Можно начать с одного-двух отделов (например, из 10-20 сотрудников) и на опыте их перевода учесть все тонкости и детали, чтобы упростить переезд для остальных.
Если нам в “Максиплэйс” поступает запрос организовать облачную инфраструктуру для удалённой работы пользователей, мы действуем в три этапа:
Знакомимся, общаемся, вникаем в суть задачи.
Готовим предложение в заданных ценовых рамках.
Подписываем договор и реализуем выбранное решение.
В результате заказчик получает набор из нескольких серверов, на которых установлено нужное ПО для удалённой работы сотрудников, выделено место для хранения данных и настроена корпоративная почта.
Также наши специалисты могут помочь перенести и настроить нужное ПО. Например, перенести базы 1С и наладить их работу.
Посмотреть базовые тарифы и описание услуги вы можете на странице услуги Удалённый рабочий стол.
И ещё раз напомним про демо, с помощью которого можно испытать работу в VDI прямо в браузере.
Будем рады помочь.
Статья добавлена 2 года назад. Автор - Eltigro